Кликни на баннер

                          

ИТОГОВЫЙ ОБЗОР ОТ 7 WOLW

Видимо, уже не вызывает никаких сомнений, что появление игры Fallout: Tactics является весьма примечательным и даже эпохальным событием в игровой индустрии. Достаточно обратить внимание на то, какая полемика развернулась сейчас на просторах глобальной сети Интернет. Причем мнения об этой игре варьируются от восторженно-положительных до скептически разочарованных, что однозначно свидетельствует о неординарности продукта. Не берусь предсказать, как Вы будете относиться к этой игре, но лично я принадлежу к лагерю ее поклонников, и поэтому в данном обзоре постараюсь показать Вам, чем же она хороша.
Основной ошибкой, которую допускают почти все дискутирующие об этой новинке, является прямое сравнение ее с Fallout 1 и 2. На мой взгляд, это тупиковый путь, т.к. невзирая на то, что все события игры действительно происходит в уже знакомой большинству вселенной, жанр ее диаметрально противоположен. Если первые части четко позиционировались как RPG, то наш сегодняшний гость представляет Squad-based стратегию.
У этого жанра тоже есть свои богатые традиции, яркие представители и правила построения. И Fallout: Tactics вполне соответствует большинству стандартов, которые уже устоялись в этой области, а некоторые его нововведения можно считать даже революционными. Поэтому я буду рассматривать его именно с этой точки зрения, да простят меня воинствующие фанаты первых частей.
Итак, по сюжету игры, нам предлагается принять на себя командования группой боевиков, входящей в достаточно мощную организацию, носящую название Brotherhood of Steel. Цели у этой организации, несмотря на царящий вокруг пост-ядерный хаос, весьма благородные. Она пытается собрать остатки передовых технологий, по крупицам разбросанные по всему миру, в надежде, что они помогут возрождению развитого общества.
Естественно, что в мире, больше похожем на иллюстрацию к фильму Mad Max, такая деятельность является далеко не научно-технической, а скорее боевой. Каждая технология с кровью вырывается из рук преступных группировок. Хотя, безусловно, не все боевые вылазки ставят именно такие цели, иногда приходится и просто усмирять не в меру распоясавшихся бандитов, чтобы помочь окрестному населению или обезопасить свой базовый лагерь.
Традиционно для жанра игра состоит из набора миссий, не слишком разветвленного, но часто предоставляющего нам свободу выбора последовательности прохождения. Иногда встречаются и необязательные по сюжетной линии миссии, выполнение или не выполнение которых полностью оставляется на усмотрение игрока.
Перед каждой миссией кроме традиционного брифинга и обозначения задач, нам показывают карту местности предстоящей операции. На ней заботливой рукой командира нанесены все разведывательные данные, по которым уже можно приблизительно составить план предстоящей операции: точки возможного проникновения на территорию, замеченные скопления противника, известные маршруты патрулей и предположительное местоположение целей миссии.
В промежутках между миссиями наша команда почти всегда возвращается в базовый лагерь (бункер), где можно пополнить запасы амуниции, продать трофеи, нанять новых рекрутов и получить очередную порцию заданий. Бункер, кстати, не является статическим и представляет собой практически полноценный уровень, живущий своей жизнью. Иногда в нем появляются новые персонажи (часто из числа спасенных в миссиях NPC), которые не прочь поторговать с нами или поделиться какой-нибудь полезной информацией.
До начала описания самого процесса игры необходимо сказать несколько слов о нашей команде. Количество ее участников ограничивается магической цифрой 6, причем 5 наемников могут варьироваться нами от миссии к миссии, а шестой представляет собой отражение нашего "альтер эго".

Каждый боец имеет довольно внушительный набор Skill'ов и Perk'ов (навыков, одним словом), которые прокачиваются непосредственно во время игры с набором опыта персонажа. Экран характеристик практически не изменился со времен предыдущих частей игры, поэтому будет знаком всем, кто хоть раз сталкивался с вселенной Fallout.
Развитие таких навыков, как владение различными видами оружия, Lock pick, Sneak, First Aid и Doctor, действительно реально влияет на эффективность группы в боевых условиях. Например, миловидная дама со снайперской винтовкой в руках и развитым владением легкими видами оружия до 114% легко может стать ультимативным орудием победы, естественно при наличии должного прикрытия. А доктор с помощью своего "магического чемоданчика" может значительно повысить потенциальную боеспособность всей группы в целом.
Но и не боевые навыки, которые вначале кажутся архаизмом, оставшимся от прошлых игр, на деле оказываются весьма полезными. Так прокачка торгового "скилла" помогает выгоднее продавать и покупать различное барахло в бункере, что весьма серьезно отражается на общем бюджете команды.
В заключение описания команды нужно сказать несколько слов о ее вооружении. Оружия в игре не просто много, а очень много. Авторы позволяют нам экипироваться большинством стандартных современных вооружений (AK-47, H&K, Magnum и т.п.), различными футуристическими игрушками (Лазерное ружье), а также самопальными модификациями (мне, например, очень понравился маленький самострел, надевающийся на руку и рассчитанный на стандартный ружейный патрон - незаменимая вещь в ближнем бою).
Естественно, присутствует стандартная градация оружия на холодное, легкое и среднее стрелковое, тяжелое и метательное. Владение в совершенстве каждым видом требует развития соответствующего навыка у персонажа, поэтому лучше сразу определиться со специализациями в команде, т.к. прокачать все эти умения будет крайне затруднительно.
Кроме того, следует помнить о необходимости иметь в команде хотя бы одного бойца с развитым навыком Driver (водитель). Дело в том, что в более поздних миссиях Вам будут довольно часто попадаться транспортные средства, умелое пилотирование которых, порой способно сильно облегчить жизнь, а также позволит придумать нестандартные и неожиданные для врага тактические маневры.
Что ж, с командой более или мене разобрались, пора перейти к активным действиям. Вот тут то, как раз, не обошлось без сюрпризов и нововведений. В противоположность полной пошаговой идеологии предыдущих игр, в Fallout: Tactics авторы предлагают нам попробовать новое блюдо, названное ими Continues Turn Based (CTB). Попытаюсь объяснить Вам, что же это такое. На самом деле все происходит в реальном времени, но каждый персонаж все же имеет определенное количество Action point'ов (AP), которые расходуются на все основные действия (стрельба, смена положения, перезарядка и т.п.), исключая передвижение. А после того, как AP потрачены на что-нибудь, они начинают медленно восстанавливаться.
Чем же хороша такая идеология? С одной стороны, она не позволяет перерасти поединкам в беспорядочную бойню, регламентируя и сдерживая действия персонажей. А с другой стороны, позволяет в любой момент совершенно безболезненно переключиться в стандартный turn-based, который в данном случае заменяет роль "активной паузы" в real-time играх (и включается легким нажатием клавиши Enter).
С использованием CTB процесс игры стал намного динамичней и менее однообразным. Кроме того, появились новые маневры, такие как засада или одновременное нападение (хорошо освещенные в обучающих миссиях игры), осуществление которых в turn-based оказывается проблематичным в связи с отсутствием динамики.

Для эффективного использования этого режима каждый персонаж наделен теперь стереотипом поведения (Aggressive, Defensive, Neutral), который определяет его реакции при встречах с противником. "Агрессивное" поведение заставляет бойца стрелять в любую вражескую цель, появляющуюся в его поле зрения, если вероятность поражения превышает 33% (эта величина, кстати, настраиваемая). В "оборонительной" позиции он открывает огонь лишь, будучи атакованным противником. Ну и в "нейтральной", соответственно, полностью бездействует, полагаясь лишь на команды игрока.
Немного потренировавшись, я пришел к выводу, что такая система в 90% случаев достаточна для спокойного планирования и проведения тактических операций. В оставшихся же 10% случаев действительно есть смысл перейти в стандартный turn-based и провести бой чисто по шагам.
Надо сказать, что авторы не навязывают Вам это свое нововведение насильно, и в меню Options можно с легкостью переключиться на постоянное использование turn-based всех боев, что, возможно, окажется и более привычным для тех, кто близко знаком с предыдущими частями саги Fallout.
В заключение я просто обязан сказать несколько слов о графике. Игра выполнена в стандартной изометрической проекции, зато все в ней прорисовано с потрясающей детализацией. И хоть картины пост-ядерного мира не могут похвастаться яркостью или богатством красок, ландшафты выглядят просто великолепно и по-своему завораживают.
А уж сцены огневых поединков вообще не смогут оставить никого равнодушным. Поле боя после перестрелки покрывают кровь и обезображенные останки недавних врагов. Глядя на эту ужасную картину, невольно проникаешься сочувствием к тем, кто посмел перейти дорогу столь могущественной организации, как Brotherhood of Steel, уже не говоря о порой случающихся невинных жертвах. Например, представьте себе бедную корову, которая, испугавшись перестрелки, случайно забрела на минное поле... брр, картина не для слабонервных.
Кроме того, меня очень порадовали стильные анимационные ролики, встречающиеся несколько раз по ходу игры. Они носят чисто иллюстративный характер, практически не корреллируя с процессом игры, но выполнены просто мастерски. Пожалуй, только в продуктах компании Blizzard я видел более качественные заставки.
Подводя черту под всем вышесказанным, резюмирую: Fallout: Tactics ориентирована на серьезных игроков, готовых погрузиться в целостный, живущий своей жизнью мир и отдать много часов занятию именуемому Squad-based combat. Игра предоставляет огромную палитру возможностей, но взамен требует полного погружения и терпеливого отношения к себе. Она, возможно, и не является абсолютным и непререкаемым шедевром, но, безусловно, представляет собой видного, если не выдающегося представителя жанра, мимо которого проходить не рекомендуется ни под каким видом.